В нашей стране на протяжении последнего десятилетия основное внимание уделялось исследованию потребительских рынков, промышленные же рынки анализировались не столь активно. Для работы на них использовались методы и инструменты, разработанные для потребительских рынков, которые не учитывали особенности промышленных. Известно, например, что при изготовлении продукции производственно-технического назначения производитель ориентируется на конкретного конечного потребителя.
Это вызывает зачастую необходимость установления прямых взаимоотношений, основанных на глубоком понимании специфики друг друга и взаимном доверии, поэтому контакты между партнерами устанавливаются задолго до начала производства, на стадии разработки технико-экономических параметров.
Для отечественных промышленников и предпринимателей одной из приоритетных задач является укрепление своего положения на рынке. Этому в немалой степени может способствовать применение современных методов ведения бизнеса.
Использование информационных ресурсов в этой связи приобретает все большее значение. Важнейшим средством управления информационными потоками сегодня является сеть Интернет. Современные информационные технологии позволяют не только значительно снизить затраты на продвижение продукции, размещая информацию о ней в сети, но осуществлять поиск новых партнеров и поставщиков. Интернет – незаменимый инструмент для получения свежей маркетинговой информации. Он многократно превосходит и органично дополняет в этом отношении иные традиционные средства.
Маркетинговые исследования включают в себя анализ рынка сбыта, внутренней среды фирмы, маркетингового инструментария, его разработанности и эффективности использования, исследование рынка производительных сил. При изучении продукции производственно-технического назначения главным результатом маркетинговых исследований служит генерирование маркетинговой информации для принятия решений в области взаимодействия субъектов маркетинговой системы, которые должны обеспечивать требуемые рынком количество и качество товарных и сервисных сделок при соблюдении требования основных факторов внешней среды и потребителя.
В XXI веке многие традиционные ресурсы утратят свое значение. Уже сегодня информация становится главенствующим ресурсом научно- технического, экономического и социального развития общества. Эффективно используя информацию в рамках предпринимательских систем, можно существенно экономить материальные, трудовые и финансовые ресурсы.
Информатизацию в рамках деятельности промышленников и предпринимателей можно рассматривать как проявление научно-технической революции, позволяющее повысить устойчивость и рентабельность экономических процессов и сформировать единое информационное пространство бизнеса.
Желание достичь высокой эффективности информатизации предполагает создание единого информационного обеспечения, под которым понимается такая организация и использование информационного фонда на основе современных технических средств и программного обеспечения, которые позволяли бы осуществлять унифицированный ввод данных в соответствующую базу, оптимизировать информационные ресурсы и использовать данные других абонентов для решения любых задач без какого-либо их перекодирования или преобразования, за исключением того, которое требуется по алгоритму решения конкретной задачи.
В условиях глобализации экономических процессов в мире, с одной стороны, и ярко выраженного отставания отечественных систем управления, с другой стороны, представляется нецелесообразным создавать индивидуальные полномасштабные системы информационного обеспечения. Значительно выгоднее объединить усилия вокруг общей системы информационно-аналитического обеспечения, которая подразумевает не разрушение уже существующих систем предприятий, а мобилизацию их возможностей с целью достижения общих целей. Такими целями могут стать классические маркетинговые цели: освоение или удержание заданного сектора отечественного (зарубежного) рынка, вывод на рынок нового товара (группы товаров), согласованная рекламная компания, координированная по месту и времени выставочно-ярмарочная политика, создание нового производства и так далее.
При более широкой постановке задачи общей целью может стать повышение инвестиционной привлекательности как отдельных предприятий и отраслей, так и региона в целом. Например, реклама при эффективном размещении информации предполагает соответствующее перемещение значительных потоков финансовых ресурсов. Рациональное преобразование финансовых потоков в информацию, в свою очередь, должно привести к повышению результативности рекламных мероприятий, а значит, к повышению объема и скорости сбыта, от чего напрямую зависит прибыльность производственного предприятия. Таким образом, гибкое управление информационными потоками в рамках задач маркетинга позволяет оптимизировать соотношение финансовых, маркетинговых и собственно информационных потоков с целью повышения конкурентоспособности промышленного предприятия.
Взаимодействие в рамках информационно-аналитической системы организовано как на безвозмездной основе (например, для учредителей системы), так и на бартерной основе (например, для ассоциированных членов). Последнее не исключает и коммерческое использование системы в рамках отношений с субъектами рынка, которые не видят экономического смысла в объединении информационных ресурсов или не готовы к такому объединению.
Поэтому целесообразно коснуться такого аспекта создания информационно-аналитической системы, как определение ее стоимости. Наряду с затратами на технические и программные средства, важным является определение затрат на получение информации как ресурса для принятия управленческих решений и как средства воздействия на поведение рынка. В настоящее время на рынке стоимость информационных услуг формируется исходя из сложившейся конъюнктуры экономической стоимости информационных услуг. Как правило, заказчик определяет стоимость информационной услуги, основываясь на компромиссе своих интуитивных оценок и существующей цены предложения. Такой подход не является конструктивным для создания и функционирования предлагаемой системы.
Представляется полезным обсудить определение экономической стоимости, под чем понимается предельная плата, которую имеет смысл заплатить потребителю информационной услуги. Ценность информационной услуги определяется степенью устранения неопределенности в поведении оцениваемого или управляемого процесса. Чем больший уровень неопределенности устраняется при использовании информации, тем большей ценностью она обладает. В рамках рассматриваемой системы экономическая стоимость информации может быть определена как ожидаемое приращение доходов или сокращение затрат при ее использовании. Такой подход позволит установить предельную оценку стоимости информации для предприятия -пользователя системы и, следовательно, более обоснованно подходить к определению затрат на создание и эксплуатацию системы.
Учитывая изложенное выше, можно заключить, что Интернет-пространство является весьма ценным ресурсом, ценность которого, по мнению авторов, существенно выше, чем, например, ценность земли. Поэтому бизнес-общественность города, администрация Санкт-Петербурга должны принять меры по удержанию и расширению Интернет-пространства, принадлежащего или могущего принадлежать городу.
Санкт-Петербургский фонд поддержки промышленности в своих перспективных планах предусматривает проведение мероприятий, направленных на взаимное координирование политики в области Интернета промышленных предприятий города, выявление Интернет-ресурсов, полезных для производителей города, разработку программы действий по поддержке промышленности Санкт-Петербурга в Интернете с целью завоевания ею достойного места в этом пространстве.
Предполагается провести работы по организации портала, связанного с вопросами промышленного маркетинга в Интернете, организовать взаимное тестирование сайтов и определения их эффективности, обмен опытом и информацией.
По мнению авторов, данная работа имеет общегородское значение и поэтому заслуживает финансирования из бюджета отдельной строкой.
Константин СЕРОВ, заместитель Председателя Законодательного собрания Санкт Петербурга, к.юр.н. Александр БЛИНОВ, Юрий СМИРНОВ, Михаил ГРИГОРЬЕВ, Санкт-Петербургский фонд поддержки промышленности
http://b2blogger.com/articles/it/8.html
Tags: B2B, интернет-маркетинг, интернет-реклама