Ближайшее мероприятие Web2Win

“Нужен допинг яда”

Откровенно о дизайне в статье арт-директора РА “Восход” Владислава Деревянных.

“Вы замечаете, что у нас везде сплошные «жалобные книги»? А если бы мне понравилось в заведении? Есть ли там «хвалебная книга»? А если бы и была, стал бы я ее просить? Не жалуюсь, значит, все хорошо – радуйтесь.

И в стране во всем так, всегда есть инструменты, различные механики и ресурсы для того, чтобы на что‑то пожаловаться, указать на ошибки, но инструментов выразить благодарность – нет. В заграничном фейсбуке дизлайков нет, есть только лайки, а на наших сайтах всегда можно поставить минус или единицу.

В моей профессии все точно так же: попала работа на зарубежный ресурс: amazing, wonderful, brilliant, попала на отечественный: наймите дизайнера, Деревянных сдулся, провинциальное говно! Но, что самое интересное, меня устраивает второе. Если бы я хотел только хвалебных отзывов, показывал бы свои дизайны маме, а из этого, равно как из зарубежных комментариев, ничего конструктивного не выудить. Другое дело – отечественный говномет коллег! В нем всегда есть все самое необходимое для понимания ценности твоего труда. Завистники с удовольствием срут и радуют своим существованием, без них грустно. Вменяемые коллеги ругают по делу – и это всегда полезно, а невменяемые пытаются самоутверждаться, строча стопки псевдоаналитических комментариев на заданную тему,– с ними весело. Ну а если кто‑то из невменяемых случайно похвалит, считай – удачный год.

Мы, дизайнеры, словно канатоходцы – в вечном поиске баланса. Балансируем между запросами рынка и высоким искусством дизайна. Чтоб и клиент принял, и более крутой коллега не обстебал. Дизайнерский «кружок» мал и замкнут, мы все друг друга знаем, ну или почти всех, и это не в городе – это в стране. А значит, даже если клиент очень попросит сделать заведомо отстойный продукт и предложит хорошие деньги, ты сто разподумаешь, и не факт, что согласишься. Нам очень важно понравиться не только заказчику, но и друзьям-врагам-конкурентам-завистникам.

У каждого дизайнера есть свои профессиональные критерии. Одни говорят: главное – не сделать откровенное говно. Другие, более амбициозные: главное – сделать лучше, чем у соседа. И только дизайнеры “гастарбайтеры”  парятся по поводу своего продукта. Выпасть из этого коридора, сделать работу, которая занизит твой авторитет среди коллег, нельзя. Сделаешь один раз на от… вяжись или стыришь чего у коллеги, уже завтра это будет известно всем. Можно годами создавать вокруг себя имидж клевого профи, но стоит один раз облажаться и всё пять лет будут тебе это вспоминать, а то и больше. А если начнешь лажать регулярно, то тебя просто спишут. Никто не вспомнит о твоих прошлых заслугах, никто не скажет: помните, это же он придумал ту гениальную штуковину! В моей профессии нет прошлых заслуг, обнулиться очень легко. Репутация всегда работает в связке, нет такого, что для клиентов ты крут, а для коллег лошара, и наоборот. Это возможно в искусстве, в дизайне твоя репутация среди соратников по цеху и среди заказчиков – две равноценные вещи.

Не раз наблюдал, как дизайнеры совсем забивали на заказчиков. Создавали нетленку, которая обрушивала в священный трепет всех коллег, но на фиг уничтожала бренд. Все адекватные дизайнеры мечтают создать что‑то не только глобальное и мощное, но и универсальное. Чтобы фестивальная публика аплодировала, коллеги руки пожимали, заказчики млели, а, главное, народ цитировал. Но часто мы с вами помним кучу хорошей рекламы, раздергиваем ролики на фразы, однако не всегда можем вспомнить рекламируемый бренд. «Сколько вешать в граммах?» – гениальная фраза застряла в головах у всех, но вряд ли вы помните, что это был «Билайн». Или, наоборот, реклама была плохая и надоедливая, поэтому тоже нам запомнилась, только со знаком минус, но хуже всего, что мы запомнили и сам бренд. Тетя Ася до сих пор не отпускает свой порошок. Одной неудачной рекламной кампанией можно надолго заклеймить  продукт, а как снять эту «порчу»?

«Я не хочу смотреть работы других дизайнеров, не хочу быть под влиянием, буду создавать свое уникальное», – сказал однажды мой коллега. Красиво, но глупо – почти как «не буду читать Толстого, сам сочиню «Войну и мир». Если копирайтер должен быть начитанным, то дизайнер обязан быть насмотренным. В день мы отсматриваем не менее пяти тысяч картинок. Работа дизайнера – жуткая ежедневная пахота, но рабочее утро, надо признать, со стороны выглядит очень круто и лайтово: приходишь, выпиваешь вкусный кофе, садишься за комп и серфишь гигабайты профессиональных сайтов, форумов, соцсетей, высматриваешь, что у кого новенького. Причем, в отличие от обычного офисного работника, не от нежелания приступать к работе, а, наоборот, от желания. Это и есть часть моей работы, а не праздное перебирание интернет-шелухи. Я просто обязан отсмотреть новости коллег по цеху, напитаться визуалкой, увидеть лучшее и худшее из того, что было сделано за последнее время. Только так можно понять, что делать сегодня и завтра.

Одни не любят смотреть роботы коллег, другие не показывают свои. Не знаю, чего они боятся –сглаза или кражи их гениального творчества. Лично я этого не понимаю, ведь импульсный свежий взгляд со стороны в дизайне крайне важен. Когда ты погружен в работу, то не можешь всего учесть и все заметить. Допустим, рисую логотип с красивой башней, а мой коллега может просто пройти мимо и сказать, что у меня в лого не башня, а детородный орган. А если в твоей работе кто‑то увидел член, то еще пятьсот с удовольствием его там найдут. Все, что может быть понято неправильно, будет понято неправильно. Это касается всего: шрифта, цвета, силуэта, композиции –чего угодно. Такова специфика визуального искусства: все строится на ассоциациях, на эмоциональном и субъективном восприятии.

Я сложно себе представляю нетщеславного дизайнера. А успешный и нетщеславный дизайнер – это вообще импосибл. Критика заводит, а уж зависть и подавно. Людей с высокой самоорганизацией и с пофигизмом к любой критике –единицы. Таких, которые сами четко понимают, куда им дальше двигаться, кто сам постоянно прокачивается и прокачивается. Это уже некий дзен и просветление. Нам, простым смертным, просто необходим допинг завистливого яда. А если кто‑то реально хочет нам навредить – пусть исключительно хвалит”.

Познакомиться с Владиславом Деревянных вы можете на углубленном мастер-классе “Креатив в дизайне”, 6 сентября.

На мастер-классе вы узнаете:

  1. Как создавать рекламу в рамках сильно ограниченного бюджета или когда бюджета нет вообще.
  2. Куда движется реклама и дизайн. Будущее визуальной коммуникации.
  3. Как успешно генерировать креатив «по заказу». Как всегда быть в тонусе.

Подробно о программе и условиях участия: web2win.ru/zdislav2014

 

Познакомиться с Владиславом Деревянных вы можете на углубленном мастер-классе “Креатив в дизайне”, 6 сентября.

Подробно о программе и условиях участия: web2win.ru/zdislav2014 

 

Материал с сайта www.bzonline.ru, журнал “Бизнес и Жизнь”.

 

 

 



Яндекс.Метрика