Рынок электронной торговли бурно развивается, захватывая всё больше аудитории не только в мегаполисах, но и населённых пунктах поменьше. Аудитория, вовлечённая в интернет-коммерцию, растёт, тратит больше денег онлайн и выбирает все больше категорий товаров.
ФОМ представляет результаты исследования вовлечённости российских пользователей интернета в электронную торговлю: доля делающих заказ и покупающих, их отличия друг от друга и от месячной аудитории рунета, основные приобретаемые товары и зависимость выбора от пола, места жительства и других факторов, основные способы оплаты и размеры оставляемых сумм. Данные по итогам 2009-начала 2010 гг.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РУНЕТЕ
- 5,7 млн россиян вовлечены в электронную торговлю (14% месячной аудитории старше 18 лет), из них только 2 млн доводят покупки «до конца» и расплачиваются;
- 15% пользователей рунета черпают информацию о товарах и услугах онлайн — на сайтах производителей и форумах потребителей;
- Вовлечённые в электронную торговлю пользователи — женщины (54%) до 34 лет (64%), с высшим образованием (50%), доходом выше среднего (46%), проживающие в мегаполисах (45%);
- В 2009-2010 гг. электронной торговлей стали больше интересоваться жители городов с населением менее миллиона (с 44% до 49%);
- В городах-миллионниках РФ проживают 45% потребителей товаров и услуг онлайн, обеспечивающих 60% доходов рынка электронной торговли;
- Рынок электронной торговли в РФ в 2010 году должен составить от 5,3 до 6 млрд долларов;
- Самые популярные товары, покупаемые в интернете — книги (25%), косметика и парфюмерия (17%), бытовая техника и электроника (16%);
- Книги заказывают 29% женщин и 20% мужчин, товары для детей – 15% и 9%, косметику — 29% и 3%, компьютерную технику, автозапчасти и аудио-видео диски — 12-14% мужчин против 3-7% женщин;
- Женщины покупают больше, но тратят при этом меньше мужчин: на суммы до 3000 руб. – женщин 65%, мужчин – 58%, зато от 3000 до 10 000 рублей тратят 28% мужчин и 23% женщин, свыше 10 000 – 12% женщин и 14% мужчин;
- В городах-миллионниках чаще покупаются товары на суммы свыше 3000 рублей (51%), в других населённых пунктах на их долю приходится 28%;
- 71% жителей мегаполисов и 49% граждан из других населённых пунктов предпочитают за онлайн-покупки платить наличными, интернет-деньги в ходу у 17-18% респондентов.
АУДИТОРИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РУНЕТЕ
ФОМ представляет данные об аудитории рунета, так или иначе вовлеченной в электронную торговлю. Всего совершеннолетних россиян, выходящих в сеть по крайней мере раз в месяц по итогам зимы 2010 года насчитывается 41 млн, а 25,8 млн – суточная аудитория рунета. Как показывают данные опроса, 14% рунетчиков (5,7 млн человек из числа месячной интернет-аудитории старше 18 лет) вовлечены в интернет-коммерцию – т.е. выбирают и заказывают товары в интернет-магазинах. Впрочем, лишь 5% (порядка 2 млн человек) при этом доводят покупку до конца, оплачивая заказанный товар или услугу.
Рисунок 1. Доли заказов и приобретений товаров и услуг онлайн у месячной интернет-аудитории и тех, для кого сеть – значимый источник информации о товарах и услугах.
При этом из числа тех, для кого интернет является значимым источником информации о товарах и услугах (посетители сайтов производителей, а также форумов, блогов где обсуждаются потребительские качества этих товаров и услуг – таковых в составе месячной аудитории рунета 15%) выбирают и заказывают товары и услуги онлайн – 20%, оплачивают их – 10%. Иными словами, у российских потребителей пока что оплачивается каждый второй заказ – через один аннулируется по той или иной причине.
Рисунок 2. Социально-демографический портрет месячной аудитории рунета и пользователей, вовлечённых в электронную торговлю
От среднестатистического представителя месячной аудитории рунета вовлеченных в электронную торговлю пользователей отличает место жительства (45% жителей мегаполисов против 27%), доходы (46% и 38% соответственно), образование (50% и 39%). Также это преимущественно женщины (54% против 48% из числа месячной интернет-аудитории) в возрасте до 34 лет. Сомневающиеся и в итоге не совершающие покупку несмотря на сделанный выбор – мужчины (55%) с высшим образованием (53%), доходом выше среднего (49%) из городов с населением меньше миллиона (65%).
При этом за 2009 год доля вовлечённых в электронную торговлю сократилась с 17% до 14% и стало меньше мужчин-покупателей (48% против 54% в прошлом году). Больше электронной торговлей стали интересоваться жители городов с населением менее миллиона (с 44% до 49%). У 90% вовлеченных есть домашнее подключение к интернету (в среднем из числа месячной аудитории старше 18 этот показатель составляет 83%), 43% водят автомобили (38% месячной аудитории), 39% пользуются пластиковыми картами и 19% ездят за границу (25% и 13% соответственно).
По прогнозам ФОМ, рынок электронной торговли в РФ в 2010 году должен составить от 5,3 до 6 млрд долларов. Прогноз ФОМ строится на подсчётах, что в городах-миллионниках РФ проживает 2,6 млн пользователей, вовлечённых в интернет-торговлю, в других населённых пунктах – 3,1 млн. при этом жители мегаполисов приносят
доход рынку в 9,8 млрд рублей в месяц (318,7 млн долларов), а жители других населённых пунктов – 6,4 млрд рублей (207,7 млн долларов). Иными словами, в год доходы от электронной торговли складываются из 3,6 млрд долларов от жителей мегаполисов и 2,4 млрд – жителей прочих населённых пунктов. Иными словами, в городах-миллионниках РФ проживают 45% потребителей товаров и услуг онлайн, обеспечивающих 60% доходов рынка.
ПОПУЛЯРНЫЕ ТОВАРЫ ДЛЯ ПОКУПКИ В РУНЕТЕ, СУММЫ И ВИДЫ ОПЛАТЫ
По данным опроса ФОМ, безоговорочно среди заказываемых и покупаемых товаров онлайн лидируют книги – это каждая 4 покупка. Также в тройку популярных категории входят косметика и парфюмерия (17%), бытовая техника и электроника (16%). 10-12% заказывающих (и временами оплачивающих) покупки пользователей выбирают билеты на транспорт, ПО и игры, аудио и видео диски, товары для детей, мобильные телефоны и аксессуары к ним. Также в рейтинг попали такие категории как автозапчасти, медицинские товары, компьютерная техника, продукты питания, спорттовары, билеты на мероприятия, украшения, стройматериалы, мебель и канцтовары.
Рисунок 3. Популярные категории товаров, заказываемые онлайн и объёмы заказов
Книги заказывают 29% женщин и 20% мужчин, товары для детей – 15% и 9% соответственно. В категории косметики и парфюмерии разброс от 29% у женщин до 3% у мужчин, зато в категориях компьютерной техники, автозапчастей и аудио-видео дисков лидируют именно мужчины (12-14% против 3-7%).
Впрочем, при ближайшем рассмотрении получается, что женщины покупают больше, но тратят при этом меньше мужчин: если в среднем на суммы до 3000 руб. в интернете покупают 61% пользователей, то среди женщин таковых насчитывается 65%, мужчин – 58%. Зато от 3000 до 10 000 рублей тратят 28% мужчин и 23% женщин (в среднем 26%). Свыше 10 000 тратят 12% женщин и 14% мужчин.
В зависимости от места жительства приобретаемые пользователями товары и услуги различаются следующим образом: книги, косметику и парфюмерию больше покупают в населённых пунктах с численностью жителей менее миллиона, тогда как покупка билетов на различные мероприятия, продуктов питания там практически неактуальна, реже там приобретаются и билеты на транспорт, медицинские товары, компьютерную и бытовую технику. У жителей мегаполисов по большинству перечисленных товаров стабильный спрос, лидируют такие категории как книги и бытовая техника, электроника. Если в первом случае объяснение кроется в наличии адекватного предложения и особенностях доставки, то в мегаполисах речь скорее идее об экономии времени. Плюс в городах-миллионниках чаще покупаются товары на суммы свыше 3000 рублей (51%), тогда как в других населённых пунктах на их долю приходится лишь 28%.
Рисунок 4. Способы оплаты за товары и услуги онлайн, распространённые в РФ
Пользователи предпочитают расплачиваться за покупки в сети наличными деньгами: об этом сообщают 71% жителей мегаполисов и 49% жителей других населённых пунктов. Интернет-деньги в ходу у 17-18% респондентов. Их, а также квитанции в банке, специальные карты оплаты предпочитают жители небольших годов – преимущественно в силу того, что покупки в таком случае доставляются из других регионов или стран, а значит оплата наличностью затруднена. Банковские карты и терминалы оплаты более распространены в городах-миллионниках в силу развития инфраструктуры доступности и т. п.
В выборе методов оплаты основное значение имеет доступность, простота и удобство: наличными расплатиться проще всего, однако в силу малого распространения региональных площадок интернет-торговли, это преимущество больших городов. Тогда как в небольших населенных пунктах основной выбор – это банки: и доверия к ним больше, и доступность выше. Жителям больших городов это, как правило, лишняя тата времени и сил.
В целом электронная торговля в рунете получила широкое распространение в 2009 году преимущественно в силу кризиса. С родной стороны, покупательская способность россиян от кризиса пострадала, с другой — многие задумались об экономии и одним из выходов предпочли покупать товары онлайн, где они иногда на порядок дешевле чем в офлайне. Жители крупных городов покупают в сети, экономя не только деньги, но и время, а жители провинции отчасти потому, что выбор товаров богаче.
Более половины (57%) пользователей никогда не заказывали более 1 товарной категории онлайн, тога как 29% заказывали 2-3, 11% – 4-5, а 3% – более 5 товарных категорий.
Tags: аналитика, статистика