Прошла, а точнее сказать отгремела IV ежегодная конференция «Интернет-магазин и бизнес-online». Аншлаги в обоих потоках и постоянство аудитории (почти все досидели до конца) говорит о том, что тема Интернет-магазинов актуальна как никогда.
Сбалансированный состав экспертов позволил ответить на любые вопросы: от тех, кто только начинает, до матерых игроков рынка. Конференция в целом носила позитивный характер ещё и благодаря тому, что, несмотря на обилие в нашем регионе интернет-магазинов и интернет-бизнесов, нам есть куда расти.
Было организовано 2 потока, так сказать, по интересам: «Старт и развитие интернет-магазина», «Продвижение интернет-магазина». Второй мне больше подходил по духу.
Средства продвижения
Первый опытом поделился интернет-маркетолог Антон Сабуров, представляющий e96. Правда, доклад эксперта был основан на опыте продвижения интернет-магазина тростей – тогда проект только запускался.
Работу над продвижением Антон разделил на 4 этапа:
- СЕО (сеопригодность админки, возможность прописать мета-теги, задать нужные технические параметры);
- SMM (как обратная связь с клиентами);
- контекстная реклама;
- партнерские программы.
Также использовалась таргетинговая реклама и ретаргетинг (в случае с магазином тростей способ не оправдал ожидания, но он интересен для продаж дополнительных товаров).
В заключение эксперт отметил, чтобы не вылететь «в трубу», необходима бережная работа с бюджетом. Многие компании, особенно начинающие, делают одну и ту же большую ошибку: они вкладывают все средства в какой-нибудь один тип продвижения. Это заведомо проигрышный вариант. Рациональный подход строится так: вкладываться постепенно, тестируя разные способы. Если что-то пойдет не так, вы легко сможете перераспределить бюджет с минимальными потерями, не рискуя при этом всем бизнесом.
Второй важный момент – еще на этапе старта необходимо планировать, как можно расширить бизнес. Многие считают так: вот вырасту, стану большим, тогда и буду думать. Это тоже ошибочная позиция, всегда необходимо держать черный ход открытым (т.е. иметь в виду альтернативы).
Главное – цель.
Александр Миронов, руководитель проекта Суперстрой.ру, на примере своего проекта рассказал о важности не просто продвижения как такового, а продвижения по целям. Да, именно цели должны стать во главе всего процесса, но почему-то владельцы интернет-магазинов в начале своего пути напрочь забывают об этих прописных истинных. Это видно сплошь и рядом, достаточно посмотреть, сколько интернет-магазинов не выдерживает и года работы. А это более 50%.
Инструменты продвижения при этом имеют второстепенное значение, и они должны быть подобраны в соответствии с целями и товарами. Однако необходим грамотный микс.
Микс средств продвижения должен учитывать 3 вещи:
- потребитель;
- специфика предложения;
- эффективность.
Анализ звонков
Информацией, как считать, с какого канала сколько позвонило посетителей, поделился Валерий Пащенко, руководитель отдела маркетинга Манго Телеком. Оказывается, все просто: ip-адрес с подстановкой федерального номера дает точное понимание, какой информационный канал был последним, после которого человек принял решение позвонить в компанию. Этот номер закрепляется за звонившим на основе его истории.
Анализ показателей сайта
О процедуре построения веб-аналитики для интернет-магазина рассказал Илья Болтнев. Разумеется, сначала необходимо выбрать сервис, с помощью которого эту самую статистику будете собирать. Из основных – Яндекс.Метрика и Google Analytics. Есть и другие сервисы, однако они менее удобные, примитивные и имеют свойство сливать статистику направо и налево. Яндекс.Матрика, в отличие от Google Analytics, тоже не на 100% защищена от просмотра третьими лицами, но у нее есть полезная функция – Вебвизор, позволяющая записывать посещения на видео.
В целом же процедура сбора статистических данных состоит из нескольких шагов:
- подготовка (выбор параметров, которые необходимо отслеживать, на основе целей бизнеса);
- внедрение счетчика;
- настройка (максимально подстроить под себя для удобной работы, сделать оповещения на почту, скрыть не используемые функции);
- тестирование (например, AB-тестирование);
- оптимизация (ориентир на приоритеты, ценность данных).
На что еще обратить внимание
Полезной для новичков в интернет-бизнесе оказалась информация о работе с отзывами, негативом и клиентами, ошибками, связанными с сео, которой поделились Александр Бакеев и Евгений Костин.
Заключительное слово держал Алексей Авдей, руководитель сервиса Яндекс.Маркет. Он рассказал про новые возможности сервиса, в частности, появилась новая функция «Проблема решена» по аналогии с сайтом «Банки.ру». Посмотрим, как это отразится в работе.
Вместо заключения хотелось бы сказать еще несколько интересных мыслей:
- в продвижении интернет-магазина важен сбалансированный комплекс мер;
- никогда не стоит анализировать сайт в целом, это пустая трата времени, анализируйте предметно;
- главный вопрос, который необходимо задавать при анализе статистических данных, – не сколько, а почему;
- при принятии решений никогда не руководствуйтесь экспертным мнением, вместо этого проводите тестирование, иначе есть вероятность пасть жертвой пресловутого «человеческого фактора»;
- по цене товары сортируют не более 25% посетителей, ценовая конкуренция постепенно изживает себя, надо искать другие точки соприкосновения с аудиторией.
И еще: погрузившись в продвижение с головой, ни в коем случае нельзя забывать об основных продуктах – товарах и сервисе, чтобы и спустя несколько лет после запуска интернет-магазина по-прежнему было что продвигать.