Артём Овечкин, директор по развитию агентства интернет-маркетинга «Matik» в своей статье предлагает интересный вариант брифования потенциального клиента на SMM. И, хотя, речь идет об интернет-магазинах, данный тест может подойти практически к любой компании, которая собирается заказывать продвижение в соцсетях, позволяя выявить заинтересованность и подготовленность клиента к продуктивному сотрудничеству с рекламным агентством.
В отличие от крупных, небольшие интернет-магазины более осторожно приглядываются к социальным сетям. Небольшие бюджеты на SMM не позволяют проводить крупномасштабные кампании, а на повестке дня стоят более приземленные задачи: привлечение посетителей на сайт и обеспечение повседневных продаж.
Несмотря на эти факторы, даже мелкие и едва открывшиеся веб-магазины посматривают в сторону соцсетей. В 2012 году только в агентстве Matik мы зафиксировали рост обращений от интернет-магазинов на 18%. Большая часть, примерно 80%, коммерческих предложений по SMM уходит в никуда. Разумеется, нельзя понравиться всем подряд. Кого-то не устраивает стоимость обслуживания, кто-то отдает предпочтение фрилансерам, а кто-то в конечном итоге взваливает обязанность по SMM-кампании на менеджеров по продажам. Ни одно агентство не может контролировать все эти факторы, успешно подписывая договоры со всеми клиентами. Однако есть еще одна причина, почему не складываются отношения интернет-магазинов с социальными сетями или агентствами.
Это тотальная неподготовленность потенциального клиента к SMM.
Хозяева небольших интернет-магазинов плохо представляют, с чем планируют иметь дело. Самая распространенная причина разочарований: социальная сеть – это не прилавок и не рекламный листок.
Чек-лист содержит простейшую балльную систему. Чем больше итоговый результат – тем лучше интернет-магазин подготовлен к продвижению в социальных сетях. Под социальными сетями мы подразумеваем именно сети (Facebook, Вконтакте, Одноклассники и т. п.), а не форумы, блоги и микроблоги, которые тоже охватывает понятие SMM. Все вопросы объединены в несколько блоков.
Мой рынок
1. Вопрос:
Есть ли у моих конкурентов страницы в соцсетях?
Ответ:
Да (2 балла),
Нет (2балла),
Кажется да. Кто-то есть (1 балл),
Не знаю (0 баллов).
Комментарий:
За «Да» и «Нет» мы даем одинаковое количество баллов. Суть не в том, есть ли у конкурентов страницы. Это еще не показатель перспективности соцсетей для продвижения.
Осведомленность о конкуренции в соцсетях – это показатель того, что магазин ориентируется в ситуации, следит за конкуренцией в социальных медиа. Неопределенность, поверхностные знания дают ноль баллов. Отсутствие информации – показатель неподготовленности и недостатка серьезного интереса к сетям.
2. Вопрос:
Мне нравятся их страницы и группы? Почему да или нет?
Ответ:
Я знаю, почему (2 балла),
В общих чертах (1 балл),
Вы мне объясните (0 баллов).
Комментарий:
Хорошо, когда клиент верит в профессионализм агентства и доверяет его мнению. Однако полное отсутствие собственной позиции в начале сотрудничества иногда оборачивается непониманием в дальнейшем. Агентство предлагает свой взгляд на стратегию SMM-кампании, а неосведомленный клиент внезапно обнаруживает несговорчивость и собственное мнение по всем вопросам. Такие случаи не редкость. Поэтому за последний вариант ответа мы ставим 0 баллов.
3. Вопрос:
Я знаю, сколько в их группах подписчиков? Как часто ставятся лайки и пишутся комментарии?
Ответ:
У нас есть кое-какие цифры (2 балла),
В общих чертах (1 балл),
Что это и зачем нужно? (0 баллов).
Комментарий:
Отслеживание позиций и активности конкурентов в сетях – глубокий профессиональный подход, который несвойственен большинству интернет-магазинов. Выше одного балла мало кто поднимается.
4. Вопрос:
Я выживаю или работаю?
Ответ:
Работаю (1 балл),
Выживаю (0 баллов),
Комментарий:
Многие из нас не замечают, как глубоко въелась в нас «культура выживания». В бизнес-литературе и статьях компаниям постоянно намекают, что они из последних сил «борются за выживание». Зарабатывать – да что там! – существовать сложнее с каждым годом. Эта истерическая линия пропагандируется как что-то нормальное. На самом деле, побеждают не те, кто борется за выживание, а кто спокойно, уверенно и настойчиво работает по всем фронтам.
Интернет-магазины, которые перебиваются с копейки на копейку, считают каждый заработанный грош и чувствуют неуверенность в завтрашнем дне никогда не смогут продуктивно действовать в социальных сетях. Соцсети – это поле, в котором работают долго, задорно и с удовольствием. Для успеха нужен бюджет не только из денежных средств, но также времени и уверенности в будущем. Несчастным выживалам, страдающим от бесконечных стрессов, здесь не место.
Аудитория
1. Вопрос:
Присутствует ли моя аудитория в соцсетях?
Ответ:
Да (2 балла),
Частично (1 балл),
Не знаю (0 баллов)
Нет (-1 балл).
2. Вопрос:
В каких соцсетях присутствует моя аудитория?
Ответ:
В большинстве (1 балл),
Преимущественно в … (1 балл),
Не знаю (0 баллов).
Комментарий:
Преобладание аудитории в одной из соцсетей – это не слабость, поэтому мы ставим одинаковый балл за оба ответа. Главное, что клиент знает предпочтения своей аудитории.
3. Вопрос:
Для чего моя аудитория пользуется соцсетями?
Ответ:
Общаться, развлекаться, узнавать новое и полезное (1 балл),
Не знаю (0 баллов),
Искать и покупать товары(-1 балл)
Комментарий:
Мы специально поставили –1 балл за ответ «Искать и покупать товары и услуги», а за незнание всего 0 баллов. Для неспециалиста отсутствие знаний не смертельно, если он открыт для новой информации. Зато уверенность, что аудитория приходит в соцсеть главным образом ради того, чтобы читать чью-то рекламу, искать и покупать товары, заведомо ставит крест на продуктивной работе.
4. Вопрос:
Что моя аудитория хотела бы получить от моей страницы в соцсети?
Ответ:
Полезную информацию, помощь, спецпредложения (1 балл),
Не знаю (0 баллов),
Новости компании, рекламу товаров (0 баллов),
Комментарий:
За последний пункт мы также даем 0 баллов. Аудитория не против получения новостей и рекламной информации в минимальных объемах.
Мой товар
1. Вопрос:
Я готов продвигать в соцсетях не столько товары, сколько идеи?
Ответ:
Да(1 балл)
Зачем? (0 баллов)
Нет (-1 балл)
Комментарий:
Под идеями мы подразумеваем всю ту полезную и интересную информацию, которая побуждает покупателя выбрать товар. Прямолинейная, лобовая реклама продукции – непродуктивное занятие для социальных медиа
2. Вопрос:
Могу ли я сформулировать такие идеи?
Ответ:
Да (1 балл)
Мне нужна помощь специалистов (0 баллов)
Эта пустая трата времени (-1 балл)
Комментарий:
Сформулировать идеи – значит, выяснить, какая информация и какие сервисы в соцсетях помогут клиенту сделать выбор в пользу интернет-магазина.
3. Вопрос:
Вокруг моего магазина можно сформировать сообщество?
Ответ:
Да, постоянное (2 балла)
Да, непостоянное (1 балл)
Не представляю (0 баллов)
Нет (-1 балл)
Комментарий:
Сообщество появляется тогда, когда клиенты готовы обсуждать продукцию и услуги интернет-магазина, у них регулярно появляются вопросы о товарах, они делятся отзывами и оставляют свои обзоры. Изучите форумы. Какие-то категории товаров изобилуют ветками обсуждений. В числе популярных – автомобили, техника, туры, товары для красоты и детей. Вокруг них собирается постоянное коммьюнити.
Отдельные категории товаров непригодны для создания устойчивого сообщества: свадебная одежда и аксессуары, пластиковые окна, лекарственные средства.
4. Вопрос:
Как много контента существует о ваших товарах?
Ответ:
Много, у нас и в интернете (2 балла)
Можно найти кое-что в интернете (1 балл)
Очень мало (0 баллов)
Что такое контент (-1 балл)
Комментарий:
Социальные сети живут контентом. Его нехватка не позволит сформировать активное сообщество. С другой стороны, когда компания готова создавать собственный контент и восполнить дефицит информации, тогда 0 баллов легко превращаются в 5. Работает правило маркетинга – дайте людям то, что им нужно и чего им не хватает.
Организация работы в соцсетях
1. Вопрос:
Я сам пользуюсь соцсетями?
Ответ:
(2 балла)
Да (1 балл)
Нет (0 баллов)
Мне это не интересно (-1 балл)
Комментарий:
Это вопрос обращен к ЛПР (лицу, принимающему решения) интернет-магазина. От его отношения к соцсетям зависит, как долго и как успешно просуществует проект. Некоторые руководители не способны увидеть разницу между собой и своей аудиторией. Если им лично неинтересны соцсети, то у клиентов компании нет шансов. Таким боссам ставим минус один балл.
2. Вопрос:
Я готов работать на время?
Ответ:
Да (1 балл)
Нет (0 баллов)
Комментарий:
Социальные сети, как и SEO – это постоянная работа на месяцы и годы. Нельзя получить урожай за ночь – невозможно расширить клиентскую базу и поднять продажи с помощью сетей за 2-3 месяца.
3. Вопрос:
Я или мои сотрудники готовы принимать участие в SMM-кампании?
Ответ:
Да (1 балл)
Нет (0 баллов)
Комментарий:
Большая часть клиентов SMM-услуг надеются «сплавить» работу в соцсетях на агентство и забыть навсегда об этой «ерунде» до тех пор, пока не приходит время получить отчет и оплатить выставленный счет. Сотрудники интернет-магазина порой даже не знают о существовании своего сообщества, не говоря уже об участии в нем.
4. Вопрос:
Я доверяю специалисту по SMM или агентству?
Ответ:
Да(1 балл)
Нет (-1 балл)
Комментарий:
Не понятно, для чего обращаться за услугами стороннего специалиста, если затем относится к нему, как к шарлатану. Игнорирование рекомендаций, споры, регулярные попытки «подловить» и «вывести на чистую воду», постоянные сомнения в компетентности – тупиковый путь. Лучше сразу отказаться от привлечения экспертов. Получите свои минус один балл и работайте сами, как умеете.
5. Вопрос:
У меня есть бюджет на SMM?
Ответ:
50-100 тыс. руб. в месяц (2 балла)
25-50 тыс. руб. в месяц
15-25 тыс. руб. в месяц (1 балл)
Менее 15 тыс. (0 баллов)
Нет (-1 балл)
Комментарий:
Интернет-маркетинг без бюджета – это сказки. Платить нужно хотя бы специалисту. Поддержание и продвижение сообществ, подбор и создание контента – это часы ежедневной работы. Мы считаем, что начинать работу в сети можно при бюджете 10-15 тыс. в месяц, но при таких средствах возможности останутся минимальными. Например, нельзя позволить себе такие виды работ как:
- проведение рекламной кампании,
- создание собственного контента,
- покупка постов в популярных группах,
- проведение конкурсов с достойными призами (один наш клиент попытался провести конкурс с “призом” “Всеобщее внимание и аплодисменты”),
- ежедневный постинг.
Если компания набрала менее 6 баллов, то она не готова к социальным сетям. Скорей всего отношения с агентством не сложатся, а проект умрет уже через 2-3 месяца. С 15 баллами и выше можно весьма продуктивно работать.
Как видно из данного теста, правильном подходе даже с минимальным бюджетом рекламное продвижение может быть эффективным. Главное – грамотно расходовать финансы. 26 июля 2013 Web2win приглашает вас на тренинг Леонида Бугаева “Малобюджетное продвижение в интернете: привлечение и удержание клиентов”. Подробнее здесь.
Источник статьи: www.likeni.ru